Простянкин Валерий - профессиональный резчик. Выполняет высокохудожественную плоскорельефную резьбу, инкрустацию золотом, серебром, перламутром, костью. Подробней... Мастер-класс
Полезные статьи
Статьи о видах резьбы по дереву, породах древесины, инструменте и т.д.
У нас на сайте
Юрий Фирсанов -скульптор, дизайнер. Использует богатейшие возможности древесины для поиска своего стиля и круга образов, через которые он может выразить собственное понимание жизни.Подробней...
В сети
Гостей: 2 Пользователей: 0 На этой странице: 1 Пользователей: 3614, Новичок: yunosh
У нас на сайте
Игорь Ивченко - скульптор, Одесса. Резная деревянная скульптура в утонченной авторской пластике.Уникальные шахматы, бронза.Подробней...
Предназначенная для художественных изделий древесина должна быть хорошо высушена. Сушить древесину очень хлопотно. Заготовку древесины для резных работ производят с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибами и насекомыми.
Заготовленные кряжи очищают от коры и разрезают на заготовки. Для скульптурной резьбы кряжи очищают от коры не полностью: на концах оставляют неокоренные кольца шириной 20—25 см. Торцы кряжей замазывают специальной замазкой (можно сделать самим из смеси олифы и извести-пушенки или древесной смолы и мела), закрашивают масляной краской или смазывают клеем и прикладывают лист бумаги. Кряжи сушат сначала на воздухе под навесом, потом в комнатных условиях в течение двух лет.
Очень качественные дубовые заготовки для художественных работ получаются сушкой древесины в коре, но для этого требуется 8—10 лет.
Древесина для резьбы должна иметь влажность 8 ± 2 %. Более высокая влажность может в дальнейшем привести к усушке и растрескиванию заготовки. Слишком сухая древесина режется с трудом, на ней чаще получаются
сколы.
Ускоряет сушку древесины запаривание. В подходящий по размерам чугун кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят в протопленную и освобожденную от жара печь, плотно прикрыв заслонкой. Наутро древесину вынимают и сушат при комнатной температуре.
Есть и другой способ запарки. Чурки расставляют на чисто подметенный под и выдерживают до остывания печи.
Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.
В городских условиях сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливают насыщенным раствором поваренной соли (4—5 столовых ложек на 1 литр воды) и варят на медленном огне примерно 3—4 часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2—3 недели, поначалу прикрывая плотной материей и изредка проветривая. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород.
Русскую печь с успехом может заменить духовой шкаф газовой или электрической печи, а также сушильный школьный шкаф. Древесину помещают в них на 2—3 часа при температуре 60—80 "С.
В Средней Азии сушат древесину в земле. Грубую заготовку зарывают в сухую землю под навесом и выдерживают от года до нескольких лет. Затем заготовку выкапывают и досушивают в помещении. Цвет древесины, характер звука, издаваемого заготовкой при легком постукивании по ней костяшкой пальца, дают опытному мастеру точную информацию о готовности заготовки к дальнейшей обработке.
При сушке древесины на открытом воздухе бревна ставят под навесом вертикально. Влага, находящаяся в них, постепенно опускается вдоль волокон по капиллярам и уходит в сухую землю.
Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле, которое, вытесняя из древесины влагу, заполняет межклеточные пространства, придавая древесине красивый темный цвет и дополнительную прочность.
В средней полосе, где почва обычно сырая, такой способ сушки неприемлем. Здесь готовые пиломатериалы выдерживают несколько дней в помещении. В заготовках яблони или груши замазывают торцы густой масляной краской или специальными замазками и сушат не меньше трех месяцев — летом под навесом, зимой — в помещении. Ускорить сушку небольших кусков твердых пород дерева можно вывариванием в течение получаса в насыщенном растворе поваренной соли и высушиванием в помещении в течение недели. В этом случае повышается биостойкость древесины. Можно также вываривать древесину в олифе или любом растительном масле.
Небольшие заготовки из твердой древесины можно сушить в речном песке. Окраска ее в этом случае будет золотисто-коричневая.
Сушкой готовых изделий в песке можно добиться интересного декоративного эффекта. В емкость (кастрюлю, чугун, выварку, ведро) засыпают слой чистого речного песка, укладывают изделие и засыпают новым слоем песка, затем кладут новые изделия и опять присыпают слоем песка и т. д. При этом изделия не должны прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышки ставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальным расстоянием емкости к огню. Слишком близкое расстояние от огня может вызвать тление древесины, слишком далекое — замедлит сушку. По мере высыхания древесина на участках, обращенных к огню, получает золотистую подпалину. Она плавно переходит в естественный цвет на той части заготовки, которая находится на противоположной стороне от огня. Но если нужно получить равномерную окраску, то емкость следует время от времени поворачивать, подставляя то один, то другой бок к огню.
Если же нужна чистая высохшая древесина (без подпала), емкость с песком и заготовками ставят в печь после протопки. Если нет русской печи, можно использовать духовой шкаф газовой или электрической печи или сушильный шкаф.
Еще древнегреческие скульпторы сушили древесину ценных пород в сухой ржи. На Руси также была хорошо известна сушка древесины в зерне. Весной, за несколько недель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, которое вбирало в себя влагу из древесины. Затем вынимали и досушивали при комнатной температуре. Сушка древесины таким способом была обоюдовыгодна: высыхала древесина и зерно получало живительную влагу, пробуждалось и быстрее прорастало в земле
Существует и такой оригинальный способ сушки древесины, как сушка на цементном или бетонном полу. Основан он на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через два-три часа переворачивают так, чтобы попеременно то одна, то другая ее грань прилегала к цементному полу.
Дубовые кряжи, которые очень сложно высушить, можно сушить в навозных кучах, где постоянно держится довольно высокая температура. После сушки кряж обмывают в проточной воде и досушивают вначале под навесом, а затем и в комнате.
Свежевыкорчеванные пни можно сушить в сухом
песке или торфе под навесом в течение 2—3 месяцев,
после чего просушивают на воздухе также под навесом.
При сушке любым из этих способов обязательно нужно учитывать породу древесины, ее строение, твердость, плотность и размеры заготовок. Само собой разумеется, что более крупные куски древесины высыхают гораздо медленнее, чем мелкие, короткие высыхают быстрее и меньше трескаются. Вертикально стоящие куски древесины, высыхают быстрее, чем лежащие, но больше коробятся. Ставить их нужно комлем вверх.
Заготовляя куски стволов или сучьев, нужно по возможности по концам оставлять развилки сучков, длина которых должна быть не менее 5 см. Этот прием уменьшает растрескивание торцов и сохраняет в целости боковые сучки при обработке.
Целый кряж (бревно) трудно уберечь от трещин — требуется длительное время и щадящий режим. Расколотый на две половинки дает меньше трещин, а на четыре части — четвертины (по-старинному «четвертаки») — почти не имеет трещин. Кроме того, расколотые кряжи сохнут быстрее, чем целые.
На процесс сушки оказывают влияние форма заготовки, а также наличие или отсутствие заболони.
Человек, хорошо знающий строение и физико-механические свойства древесины, с помощью топора, пилы, сверла и стамесок может по своему усмотрению придать трещине конкретное направление.
Бревна большинства рубленых строений бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Но бывают бревна, на которых лишь одна, но крупная трещина. Это происходит от того, что при возведении сруба была выполнена зарубка топором вдоль ствола на глубину примерно одной трети расстояния от поверхности бревна до сердцевины. При высыхании древесины трещина появлялась в месте зарубки, постепенно расширяясь и углубляясь, зато остальная часть бревна оставалась целой. Укладывают бревна в срубе трещинами вниз. Примером может служить фрагмент монашеской кельи, экспонирующейся в Музее истории религии и атеизма в Ленинграде (расположен в Казанском соборе).
Этим же способом древоделы сушат древесину самшита, очень твердую и склонную к растрескиванию. Кусок ствола или сучка самшита распиливают до сердцевины и при сушке усадка происходит в этом месте.
Особенно трудно сушить бревна, кряжи и пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину.
Если у кряжа удалить сердцевину, то появление трещин почти исключается, так как при высыхании влага одновременно и равномерно удаляется как из внешних, так и из внутренних слоев. Для этого в заготовке вдоль сердцевины просверливают отверстие диаметром 4—5 см. После завершения работы отверстие забивают пробками из древесины.
Очень сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещи-нами. Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. Заболонь, наоборот, рыхлая и сильно насыщена влагой. При высыхании кряжа растрескивается сначала заболонь, а затем ядро.
Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и смазывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.
Недостаточно просохшую древесину можно засушивать в стружках (лучше в свежих, полученных от этой же древесины), что избавит изделие от коробления и появления трещин. И чем больше времени древесина будет находиться в стружках, тем меньше она будет покороблена и с меньшим количеством трещин.
Сушить заготовки и изделия можно, завернув их в бумагу или ткань и положив в полиэтиленовый мешок (заготовку или изделие больших размеров можно поместить в полиэтиленовую пленку). Бумагу или ткань следует периодически менять и выворачивать мешок.
Заделка трещин на готовых изделиях требует большого искусства. Технология ее следующая. В трещину забивают небольшой кусочек замазки (пластилина или эглина) для получения слепка-модели трещины (чтобы замазка не прилипала к древесине, щель перед формовкой присыпают тальком или мелом). Слепок извлекают из щели щепкой или стекой и вырезают из такой же древесины, сохраняя направление волокон и текстуру, вставку-петушок, которую после обмазывания клеем забивают
в трещину.
Мелкие трещины заделывают самодельной шпатлевкой, которую делают из клея (лака), смешанного с наполнителем — древесной пылью такого же цвета, как и изделие.
Имеет свои недостатки и пересохшая древесина. Работать резцами с ней сложно: появляются мелкие сколы и вмятины. Поэтому древесину следует смягчить, с этой целью ее можно протереть тряпочкой, смоченной растительным маслом (хлопковым, льняным, конопляным, подсолнечным, оливковым) или слегка увлажнить водой.
По материалам книги В.М. Сафроненко "Вторая жизнь дерева"
Охотничья тема часто используется в оформлении интерьеров. Предлагаем вашему вниманию точные копии охотничьих трофеев от мастера резьбы по дереву Рысева Виктора. Голова лося в натуральную величину выполнена с мельчайшими деталями, - даже вблизи как настоящая! Цельный кедр, натуральный рог, покрыта воском с глубокой пропиткой, акрил. От кончика носа до основания - 55 см, от уха до носа - 75
А так же: голова кабана и другие работы.
На нашем сайтерезьба по дереву различных стилей и направлений, МАФ (малые архитектурные формы) из дерева, детские городки, беседки из дерева различных форм и размеров, деревянные колодцы, деревянная скульптура , домовая резьба, перголы, плоскорельефная резьба, детские площадки, барельеф, геометрическая , прорезная, пропильная, контурная, скобчатая, кудринская, плосковыемчатая резьба, контррельефная резьба. Изготовление резных декоративных элементов лестниц . Изготовление нестандартной мебели из дерева. Размещены статьи о резьбе, дереве, лестницах, инструментах.
Все интересующие вас вопросы можно разрешить здесь
Требуется художник для росписи деревянной скульптуры.
Требуются резчики по дереву для изготовления садовой скульптуры высотой от 1м. Выпускники и студенты старших курсов Богородского училища резьбы по дереву получат преимущество при наличии профессиональных навыков!!!
Куплю брёвна тополя диаметром от 35см при длинне от 1м.
Требуется столяр для изготовления домиков на колодец (г. Раменское)
Вячеслав Черношей - резчик нэцке и окимоно. Использует для изготовления своих работ дерево, янтарь, кость. Подробней... Посмотреть Самшит,инкрустация янтарем.